Концепция (основная идея) программы
Значимость исторического образования школьников обусловлена познавательными и мировоззренческими свойствами истории как учебного предмета.
Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически сложившихся форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношения к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал исторического образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение отводится развитию навыка поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования связан с овладением обучающимися навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.
Актуальность, значимость курса
Особенностью курса истории, изучаемого в 10 – 11 классах на профильном уровне, является его непосредственная связь с з0адачами профилизации образования и довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирноисторическом процессе, формирование у учащихся способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Место и роль курса в обучении
История – один из наиболее важных предметов учебного плана. Данная дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим началом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин.
Содержание среднего (полного) исторического образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, который отражает изучение становления и развития российской государственности, становление социальных институтов, политических партий, общественных движений, экономическое и духовное развитие общества.
В основе профильного преподавания курса истории лежит взаимодействие человека и общества в сферах изучения социума, геополитики, экономики и культуры. Компоненты содержания взаимосвязаны и изучаются в контексте исторического развития общества. В итоге уровень профильного исторического образования предполагает, что обучающиеся получат представление о достижениях исторических эпох и периодов: политических процессах успехах экономики и дипломатии, уровнях знаний людей конкретной эпохи, шедеврах искусства и особенностях духовнорелигиозной жизни.
Логическая связь данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.
Программа учитывает, что история изучается как самостоятельный курс, но успешное освоение содержания данного предмета требует межпредметного взаимодействия с курсом обществознания, экономики, права, литературы, иностранного языка, географии. Использование данных связей в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого уровня владения навыками.
Целью изучения истории на профильном уровне является подготовка учащихся к профессиональному продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, а также:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими сложившихся культурных, религиозных, эмоциональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умение выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи обучения:
- выработать у учащихся более развитые способности осмысливать события прошлого настоящего в историческом контексте;
- продолжать развивать умение выпускников анализировать события прошлого и настоящего с привлечением источниковедческих и историографических знаний;
- накапливать у учащихся опыт рассмотрения и обсуждения дискуссионных проблем истории и современности; подготовить учащихся к сдаче экзамена в режиме ЕГЭ, к участию в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету, которые в современных условиях становятся факторами решения задачи личностной стратегии развития школьника в продолжении образования в высшей профессиональной школе;
- расширить умения и навыки поиска, систематизации и анализа исторической информации как основы решения исследовательских задач, комплексной работы с различными типами исторических источников, методы проектной учебнопознавательной деятельности (индивидуальной и групповой, адекватными историческому предмету формами публичной презентации результатов учебнопознавательной деятельности);
- формировать историко-познавательную, информационно-коммуникативную и социально-мировоззренческую компетентность учащихся.